Дата и время создания страницы: 15.10.2019 07:37:06
30.09.2019 20:10

Интервью генерального директора ЗАО «Сбербанк-АСТ» Николая Андреева для журнала «Московские торги» № 9 2019 г. Перфекционизм – это часть работы Если не стремиться все довести до совершенства, то это сделает кто-то другой

Электронные площадки

 Перфекционизм – это часть работы

 Если не стремиться все довести до совершенства, то это сделает кто-то другой

https://www.moscowtorgi.ru/archive/2019-09/#p=26

 Торговая площадка Сбербанк-АСТ  на сегодняшний день является признанным лидером на рынке электронных торгов. Это функционирует  во всех сегментах, в том числе и в госзаказе. Но, несмотря на лидирующее положение, компания не спешит почивать на лаврах, а постоянно работает над тем, чтобы стать лучше и удобнее для пользователей. О том, как проходит это работа, мы беседуем сегодня с генеральным директором ЗАО «Сбербанк-АСТ» Николаем Андреевым.

 – Николай Юрьевич, в одном из своих интервью Вы сказали, что площадка Сбербанк-АСТ создавалась специально для работы в рамках госзаказа. Сейчас вы входите в экосистему ПАО «Сбербанк». Не могли бы Вы прокомментировать новые компетенции площадки?

 – Для того чтобы было понятно, необходимо немного рассказать про экосистему Сбербанка. Она представляет собой грандиозную систему, объединяющую основные направления: электронная коммерция ("Яндекс.Маркет"), медицина (DocDoc), телекоммуникации ("Сбербанк Телеком"), облачные технологии (SberCloud), коммуникации (Dialog), идентификация (VisionLabs), лайфстайл ("Фудплекс"), сервисы для оптимизации бизнес-процессов ("Эвотор", "Интеркомп") и другие.  

У Сбербанк-АСТ налажено взаимодействие со многими компаниями экосистемы, в том числе со Сбербанк факторингом, СберЛогистикой, со Сбертехом, а так же с различными блоками банка, такими как блок корпоративно-инвестиционного бизнеса, управлением торгового финансирования и корреспондентских счетов, департаментом крупного и среднего бизнеса Сбербанка и многими другими важными звеньями экосистемы банка. Мы взаимно заинтересованы в совместных продуктах, сервисах и кросс-продажах. Весь этот комплекс услуг является залогом успеха на рынке электронных торгов.

Хотел бы отметить и наши новые направления. Например, мы никогда, не занимались созданием финансовых продуктов. Да, мы были брокерами, на нашей площадке происходили различные сделки, мы получали за это комиссию. Но сами механизмы этих сделок в нашу структуру не встраивались.  Теперь же, благодаря экосистеме Сбербанка, мы получили возможность выдавать банковские гарантии и тендерные займы, тем самым расширили линейку услуг для поставщиков. И в том, и в другом случае, мы имеем дело с электронными продуктами, которые используют механизм предварительно одобренных лимитов, предоставленных клиентам Сбербанк-АСТ и клиентам Сбербанка. В результате, процедура согласования занимает секунды, потому что используются спецсчета и счета клиентов в Сбербанке. Таким образом, наши услуги расширились за счет работы в общей экосистеме.

– В связи с тем, что количество площадок, на которых могут проводиться торги в рамках госзаказа, увеличилось, почувствовали ли Вы обострение конкуренции?

– Я бы сказал и да, и нет. Было бы странно сидеть и почивать на лаврах с нашими 40% рынка госзаказа и думать, что никто не работает над тем, чтобы забрать у нас часть нашей доли на рынке. Наши ближайшие конкуренты дышат нам в спину, развивая новые сервисы и финансовые технологи. Другие группы площадок продолжают активно работать с закупками госкорпораций, развивая свои компетенции в 223-ФЗ. Именно там они продолжают видеть приоритет своей работы. Перед нами стоит непростая задача: быть максимально конкурентной ЭТП в этих двух сегментах, чтобы удерживать лидерские позиции как в госзаказе, так и в закупках по 223-ФЗ. Мы постоянно работаем над повышением привлекательности нашей площадки. Если она будет удобной и технологичной, а все торги в рамках нее будут совершенно прозрачными, мы не только сохраним нашу долю рынка, но и увеличим ее.

– Для многих заказчиков, особенно крупных, интеграция вашей площадки с его ERP-системой представляется крайне важной задачей. Насколько это сложно и как решаются проблемы, которые, как правило, возникают в ходе такой работы?

– Сейчас конкуренция уже вышла за пределы лоббистских игр. На данном этапе это состязание между различными IT разработками с интеграцией в них новых услуг, аналитики и финансовых сервисов. И мы, и наши коллеги инвестируем сейчас в их развитие.  Дело в том, что сегодня клиент выдвигает очень большие требования к электронным площадкам. И количество сервисов, которые они хотят, не всегда избыточно. Их IT-специалисты пытаются подтянуть взаимодействие финансовых, планирующих платформ с нашими аналитическими системами либо с какими-то другими программными продуктами на базе нашей электронной площадки. В ряде случаев это является обязательным условием. Поэтому других способов решения этой проблемы, кроме как наращивания компетенций IT-специалистов и предоставление большого количества услуг, я просто не вижу.

 – Может быть, стоит выращивать специалистов под себя, затачивать их, так сказать, под свою площадку и свои задачи?

– Тут не все так просто. Я вижу две опасности. Рынок IT-специалистов ограничен. Как правило, это люди с большими амбициями, которые легко меняют место работы, если их что-то не устраивает. Это одна опасность. Другая опасность состоит в том, что нельзя сказать, что рекрутируемые нами специалисты являются универсальными. Почти всегда они обладают узкой специализацией и поэтому найти ключевых специалистов является сложной задачей. Мы уже пытаемся решить эту проблему. Сейчас при Сбербанк-АСТ так же, как и у «большого» Сбербанка, есть «инкубатор», где мы «выращиваем» себе специалистов. Кроме того, мы с радостью берем на стажировку студентов профильных вузов. Недавно, в свою команду, мы взяли молодых ребят. Отобрали из нескольких ВУЗов. Отбор был жесткий, но мы получили творческих, интересных ребят, с горящими глазами.  Однако, я полагаю, что и тут мы опоздали. Таких ребят надо замечать еще со средней школы, вести и готовить их к востребованным IT профессиям заранее.

 – О необходимости участия в госзакупках представителей СМП мы слышим постоянно. Как ваша компания реагирует на подобный призыв, что делается для того, чтобы облегчить жизнь «малышам»?

– Распространено мнение, что получить крупного заказчика может только известная компания-поставщик. Хочу отметить, что это не более чем предубеждение, из-за которого многие представители СМП ставят крест на масштабировании своего бизнеса. Крупные заказчики также ищут пути оптимизации расходов. Один из них – малоизвестные поставщики, цены которых иногда значительно ниже, чем у лидеров рынка. На нашей площадке происходило и происходит больше всего торгов именно среди представителей СМП.  55% –по 44-ФЗ и порядка 45% – по 223-ФЗ. 

Малый бизнес приходит на нашу площадку, потому что у нас здоровая конкуренция. Обычно 4–5 «малышей» участвуют в электронных аукционах и становятся победителями. Это показывает наша статистика. С другой стороны, финансовые продукты, которые мы развиваем, разработаны в значительной степени для них. Например, это касается выдачи банковских гарантий. Востребованность этой услуги ежедневно растет. Кроме того, наша экосистема, то есть набор сервисов, о которых я уже говорил, может решать некоторые проблемы малых предприятий. Например, заблокированы деньги в банке, либо какие-то осложнения во взаимоотношениях с кредитной организацией. Поскольку мы часть экосистемы, наша обязанность не быть в стороне от этих проблем.

Вместе с этим, активно развиваются агрегаторы малых закупок, такие как наша платформа  SberB2B, где бизнес любого масштаба и отрасли может открыть для себя новые возможности. Это единый маркетплейс, обладающий полным спектром сервисов для бизнеса. В простом изложении это выглядит так. Снабженец организации, которому нужно закупить, например,  канцелярские товары, выбирает их на своем рабочем компьютере. Проводит сравнение цены и качества товаров онлайн и заказывает выбранные товары или услуги. При этом, для оптимизации цены, он может провести мини-аукцион между поставщиками, после чего товар доставляют ему в офис. Если заказчик постоянно вынужден закупать одни и те же товары, он может  выбрать функцию автопополнения и его трудозатраты будут минимизированы. Важно отметить, что уже 10 регионов успешно используют нашу платформу для собственных закупок. В результате и поставщикам удобно, и чиновникам не приходится оправдываться, отвечая на вопрос, почему они выбрали ту или иную компанию.



ЗАО "Сбербанк-АСТ"
Изображение